Преподаватели Сергиевского института

8(044)555-999-6 - Священник Александр Пальчевский / Православный приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске

Преподаватели института

Первым инспектором института (1925-1927 гг.), по приглашению митрополита Евлогия стал епископ Вениамин (Федченков). По мнению митрополита Евлогия, «его повышенная эмоциональность и воодушевление идеалом монашества оказывали на студентов благотворное влияние; в их среде возникали духовный подъем, высокая религиозная настроенность». Однако вскоре епископ Вениамин уехал в Сербию, а затем вернулся в Париж, вновь исполнял должность инспектора (1929-1931 гг.) и после размежевания 1931 г. остался в юрисдикции Московского Патриархата и окончательно покинул институт.

Одной из ключевых фигур в профессуре института стал А.В.Карташев, бывший министр исповеданий в составе Временного правительства, доцент Петроградской духовной академии. Антон Владимирович работал в институте с 1925 по 1960 гг., был профессором по кафедре Священного Писания Ветхого Завета (1925-1947 гг.) и по кафедрам всеобщей истории и истории Русской Церкви (1925-1947 гг.). В 1939-1944 гг. А.В. Карташев был инспектором института.

Вероятно, наиболее известным преподавателем Института является протоиерей Сергий Булгаков. В 1931-1939 гг. отец Сергий был инспектором института и в этой должности имел большое влияние на студентов . По словам митрополита Евлогия, «он стал их духовником, другом, советчиком, и авторитет его в студенческой среде огромен». Отец Сергий являлся профессором по кафедре Догматического богословия. Его богословские труды вызвали серьезную критику в среде русской эмиграции, обвинения в «ереси». Однако уклонения протоиерея Сергия Булгакова митрополит Евлогий объяснял отсутствием у него академического богословского образования, присутствием у него «мирского пафоса». Все это и наложило своеобразный отпечаток на его труды.

Еще одной заметной фигурой в профессорской корпорации института был протоиерей Георгий Флоровский – профессор по кафедре патрологии и по кафедре нравственного богословия, автор книг «Вселенские Отцы Церкви» и «Пути русского богословия».

Большой вклад в развитие института внес профессор С.С.Безобразов, позже – епископ Кассиан, исполнявший должность ректора с 1946 г. по 1965 г. По свидетельству митрополита Евлогия, это был «серьезный и глубокий профессор, пользующийся большой популярностью среди студентов. Человек прекрасного сердца, сильного и глубокого религиозного чувства». Он умел жить интересами студентов, «входить в их нужды, объединять, дать почувствовать теплоту братского общения. По пятницам к отцу Кассиану в его две мансардные комнатки на Подворье собирались студенты для дружественной беседы за чаем. Отец Кассиан – их верный друг, помощник и заступник. Не раз случалось ему своим заступлением отводить какую-нибудь репрессивную меру, которую я готов был наложить на провинившегося студента. «Лишить стипендии!» — решаю я. А отец Кассиан мягко: «Но есть, владыка, извинительные обстоятельства… Я свидетельствую…».

Еще одной выдающейся личностью в преподавательском составе был профессор Василий Васильевич Зеньковский, позже протоиерей и протопресвитер. С 1926 г. по 1962 г. (с небольшими перерывами) он трудился в институте как профессор по кафедре философии, истории русской философии, психологии и апологетики. В 1944-1947 гг. и в 1949-1962 гг. он являлся деканом института. В 1950-е гг. по инициативе отца Василия при институте были открыты Высшие женские богословские курсы. Кроме того по инициативе отца Василия в 1927 г. был создан Религиозно-педагогический кабинет – вспомогательное структурное подразделение института, существовавшее для ознакомления студентов с современными психологическими и педагогически учениями.

В преподавательском составе нельзя не упомянуть имя архимандрита Киприана (Керна) – профессора по кафедре литургики, автора ряда литургических исследований, Н.Н. Афанасьева (позже – протопресвитера) – специалиста по каноническому праву, Г.П.Федотова, преподававшего агиологию и историю западных исповеданий, Б.П. Вышеславцева – даровитого автора, преподававшего нравственное богословие. Кроме того в Институте эпизодически читали лекции приглашенные профессора, к примеру, Н.Н. Глубоковский – по Священному Писанию Нового Завета и С.В. Троицкий – по Церковному праву.

Существование института было бы невозможным без самоотверженного труда членов его административного персонала: помощник Инспектора и Секретарь института – Е.М.Киселевский, казначей – Н.И. Шидловский, заведующий хозяйством – М.М.Осоргин, библиотекарь и бухгалтер Ф.Г. Спасский.

Состав студентов в довоенные период существования института был достаточно пестрым. Большинство из абитуриентов прежде не имели никакой богословской подготовки. В Институт приходилось принимать «офицеров, шоферов… лиц самых разнообразных профессий и биографий». Трудные обстоятельства жизни в эмиграции – как для студентов, так и затем для священнослужителей – привлекали в институт исключительно преданных Церкви людей, исполненных горячей веры с настоящим пастырским призванием. Количество желающих учиться всегда превышало количество мест, которые мог предоставить институт. Так, в 1927 г. из 45 желающих было принято 15, в 1928 г. – из 26 – 9, в 1929 г. – из 24 – 11 . Первый выпуск по трехлетней программе состоялся в 1928 г. – 15 выпускников, большинство из которых приступили к церковному служению. В 1929 г. институт окончило 11 человек, в 1930 г. – так же 11.

В духовном воспитании студентов ключевое место занимали участие в богослужении и общежитие – в его древнем понимании. Все студенты института посещали воскресные и праздничные богослужения, а также Божественную литургию по вторникам и четвергам и утреню – ежедневно.

В 1925-1929 гг. курс обучения в институте составлял 3 года. В 1930г. в учебный план института был введен дополнительный, четвертый курс, посвященный специализации по отдельным наукам наиболее успевающих студентов, которые затем смогли бы посвятить себя богословской науке.

Основу библиотеки института составил фонд закрытой румынскими властями Кишиневской духовной семинарии – 850 томов. К 1930 г. фонд библиотеки насчитывал уже 3400 томов . После смерти в 1946 г. основателя института – митрополита Евлогия (Георгиевского) его личная библиотека, согласно завещанию почившего, была передана в фонд библиотеки института. После смерти доцента института К.В.Мочульского и его библиотека поступила в фонд институтской библиотеки. После передачи в библиотеку института собраний профессора Б.П.Вышеславцева и братства святой Анастасии в Ментоне к 1950 г. фонд библиотеки уже насчитывал 15 000 томов.

Экономическая сторона существования института всегда была и остается нестабильной до настоящего времени. Преодолев трудность создания, до 1930 г. «институт существовал сносно» , после чего, ввиду мирового экономического кризиса, размеры пожертвований резко сократились. В частности, в 1926-1928 гг. Американский церковный фонд выделил на содержание института 15 000 долларов, а далее финансировал 3-5 ежегодных студенческих стипендий и должность финансового агента по сбору пожертвований. С 1927 г. сбором пожертвований на институт в США занимались Комитеты в г. Бостоне и Нью-Хэйвене, а в 1928 г. был образован общеамериканский Комитет помощи институту, который образовывал существенную часть бюджета института.

Другой дружественной русской церковной эмиграции организацией являлось английское Общество Помощи Русской Церкви, которое помогало различным церковным учреждениям в русской эмиграции, в том числе и институту и Пастырско-богословскому училищу в Болгарии. Помимо ежегодного выделения институту 1000 английских фунтов, в 1928г. Общество профинансировало создание центрального отопления в здании института, покупку полного комплекта теплых одеял для студентов, финансировало издание печатного органа института «Православная мысль», оплачивало летний отдых студентов в различных студенческих лагерях, оказывало другую помощь.

иерей Дмитрий Юха, кандидат богословия



2013-2014 © palchevskiy.by · священник Александр Пальчевский, г. Минск - тел. 8(044)555-999-6

Яндекс.Метрика