Благословение

Священник Александр Пальчевский
Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске

благословение в Минске

Благословение принимаемое от священнослужителя как традиция существует с первых веков христианства. Об этом символическом действии мы встречаем многочисленные свидетельства у отцов и учителей церкви, и не было ни одного священного действия, с которым бы оно не соединялось. Священник благословляет одной правой рукой, а архиерей, по образу Христа, обеими руками, как имевший изобилие благодати. Святой Златоуст придает благословению такое значение: «мы благословляем вас, еже Богу благословити: не человек бо есть благословляяй, но Бог оною рукою и языком», то есть, со стороны благословляющего это есть знак благожелания, чтобы Бог, именем Которого благословляет, ниспослал милости и щедроты свои на благословляемых людей и освятил через благословляющего предметы и вещи.

Моисей перед смертью благословил народ Израильский. По закону Моисееву в Ветхозаветном Богослужении благословение заключало собой ежедневное Богослужение и произносилось согласно с заповедью Божией. Значение этого древнего обычая было тоже самое, что и в христанском Богослужении, только отлично было по своей форме. В Ветхозаветном Богослужении форма благословения состояла в крестообразном возложении обех рук на главу благословляемого, и по заповеди, данной Аарону, соединялось с троекратным призыванием имени Божия. В книге Чисел говорится: рече Бог Моисею: сице благословите сыны Израилевы, глаголюще им: да благословит Господь, и сохранит тя: да просветит Господь лице свое на тя, и помилует тя: да воздвигнет Господь лице свое на тя, и даст ти мир.

Христианская церковь при благословении употребляет такие слова: благословение Господне (Пс. 128, 8) на вас того благодатию и человеколюбием всегда ныне и присно и во веки веков

Архиерейское благословение

Архиерейское благословение трикирием и дикирием составляет особый вид благословения, но по содержанию заключает теже мысли, что и благословение вообще. Христианское благословение не одно и тоже, что и крестное знамение, для которого мы также складываем пальцы и тоже правой руки, об этом можно найти во втором правиле Василия Великого следующее: «священник, вступивший в неправильный брак, (с порочной женщиной), пусть не пользуется пресвитерским седалищем, от священнодействий да удержится; не подобает ему и благословлять ни всенародно, ни особь; благословение бо освящение есть, не подобает ему совершать таинства Тела и Крови Христовой.» У святого Златоуста есть мысль, что если нет священника, то и бани крещения не имаши и благословения не приняв, ты не можешь быть христианином. Тоже подтверждает и 6 Вселенский собор, приписывая благословение одним священникам.

С 7 по 17 века нет ясных и точных свидетельств об этом предмете. В 17 веке Лев Алляций, ученый археолог, говорит о перстосложении так: «греки и латиняне при Богослужении начертывают крест пятью перстамй, но различаются между собою тем, что латиняне протягивают все персты, а греки - указательный, средний и малый и не в одинаковой мере, а так, что указательный простирается более и как бы стоить прямо, средний уклоняется внутрь, большой палец кладут на ноготь без имяннаго пальца, наклоненного внутрь», и затем Алляций прибавляет: такое сложеше перстов есть сокращенно написанное имя Спасителя, Iс. Хс. Это свидетельство касается Восточной церкви.

Как в Русской церкви складывали персты для благословения и было ли благословение особенным действием, отличным от крестного знамения, на эти вопросы можем отвечать, приводя одно свидетельство из минеи, написанной в 15 веке митрополитом Макарием, Председателем Стоглавого собора. Там записано следующее обстоятельство: «Фотий, Митрополит Московский, в начале 15 столетия, обозревая Московские монастыри, зашел в Симонову обитель. Осмотрев церкви и кельи, он осматривал затем хозяйственные постройки, зашел в кухню. Здесь он увидел одного молодого инока спящим. Сопровождавшие Митрополита бросились было будить его, но Митрополит Фотий остановил их и пророчески сказал: «этот инок будет великим святителем в русской церкви». Это был Иона, впоследствии Митрополит Московскй и всея России.

Почему Митрополит дал такое предсказание? Потому что, как говорится в Степенной книге, инок держал на голове свою руку «согбенну, якоже благословляше ею». Отсюда можно заключить, что при Митрополите Фотие, в начале 15 века, у нас для благословения употреблялось сложение перстов не то, какое употреблялось для крестного знамения. Иначе замечание, записанное в книге Митрополита Фотия об Ионе, было бы неуместно. Таким образом эти свидетельства подтверждают ту мысль, в Русской Церкви перстосложение для различных действий было различно между собой, и благословение имясловное принадлежало только священнодействующим.


ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ: