Похороны

Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске
+375(44)555-999-6 - Священник Александр Пальчевский

похороны в Минске

Похороны или христианское погребение - это молитвенное последование, которое было установлено церковью при императоре Константине Великом. По словам Дионисия Александрийского, христианскому погребению обязательно предшествовало бальзамирование тела, умершему закрывались глаза, уста и только затем тело неслось по улице с зажженными свечами. Родственники сами несли тело усопшего до его могилы. Однако при императоре Константине также имелись и особенные лица для выноса тела. В их обязанности входило изготовление могил в криптах, пещерах и подземных коридорах и опускание в них тел умерших.

Как похоронить человека

Место, где совершалось погребение умершего до 6 века указывала Церковь. С 4 века похороны сопровождались большим количеством людей, среди которых обязательно присутствовало духовенство, во время шествия совершалось пение церковных гимнов и псалмов, люди сопровождающие гроб шли со свечами, впереди всей похоронной процессии несли крест.

Проведение похорон было строго регламентировано. Из постановлений апостольских видно, что похоронам, которые совершались после трех дней, обязательно предшествовали домашние и церковные молитвы об умершем. В третий день служилась поминальная Божественная Литургия в храме, котороя повторялась так же в 9 и 40 дни, и в годовой день смерти. В настоящее время чин погребения христиан и организация похорон схожи с чином погребения древней Церкви. Когда человек умирает, когда его душа разлучается с телом, читается отходная – собрание молитв, обращенных к Богу и Пресвятой Богородице с молитвой, которая произносится священником "На исход души". Перед этим священнослужитель исповедует умирающего. Священник должен помочь вспомнить забытые или не исповеданные согрешения. После этого начинается чтение канона. Ранее существовала традиция, когда после смерти христианина в храме звонили в колокол, этим возвещая о преставлении усопшего.

Проведение отпевания священником на похоронах

Cовершается отпевание следующим образом: тело умершего одевают в чистые одежды, священника и архиерея одевают во все церковные облачения, на грудь мирянина полагается икона, священнику и архиерею кладется святое евангелие, в руки - крест, диакону - кадило. Во время отпевания на лоб умершего кладется венчик, в руки влагается текст разрешительной молитвы. Во время нахождения тела усопшего в доме читается псалтирь, а над архиереем и священником - евангелие и совершаются заупокойные литии и панихиды. Умершего хорнят после трех суток со времени кончины. Во время похорон перед погребением тело умершего при пении "Святый Боже" выносится для отпевания в храм.

Во время шествия духовенство следует перед гробом, перед которым несут крест или икону, а при погребении священника - хоругви, крест, евангелие, при колокольном звоне. В церкви гроб ставится головой к дверям, ногами к востоку. После отпевания гроб, при пении "Святый Боже" в предшествии священника, несут к могиле и во время литии опускают в нее, при этом гроб опускается лицом к востоку. После литии священник крестообразно бросает на гроб горсть земли, льет часть елея и высыпает пепел из кадила. Чин отпевания, совершаемый на похоронах, который еще называется погребением, по своей структуре напоминает панихиду и отличается от нее тем, что здесь присутствует чтение отрывка из Священного Писания, разрешительная молитва и прощание с умершим.

Начинается последование отпевания чтением 90-го псалма. В нем раскрывается переход в загробную жизнь верующей души. Этот псалом читается еще перед началом Божественной Литургии. Словами пророка Давида Святая Церковь выражает тот путь смерти, по которому прошла душа Христа. Далее молитвы продолжаются чтением или пением 17-й кафизмы, которая состоит из 118-го псалма, где описывается радость и блаженство душ праведников. После 118-го псалма, который еще имеет название «непорочны». Созданный из ничего за нарушение заповеди господней человек возвращается в землю. Но и теперь он остается образом Божиим, несмотря на печать греха; и теперь продолжает просить Бога о милосердии, чтобы Он вернул ему через покаяние свою Божественную благодать. Далее поется особый заупокойный канон с припевом «Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего».

Жизнь человека описывается как бурное море, а смерть — как путеводитель к тихому пристанищу. После этого священник просит Бога упокоить душу усопшего со святыми, где уже отсутствует болезнь, печаль, воздыхания, но есть жизнь бесконечная. После канона читаются погребальные стихиры, которые составил святой Иоанн Дамаскин. Это непрерывное свидетельство о суете всего, что может нас прельщать в этом мире и не оставляет нас после смерти.

Разрешительная молитва

В конце отпевания на похоронах, после чтения отрывка из Апостола и Евангелия, священник произносит разрешительную молитву. Словами этой молитвы усопший освобождается от запрещений и согрешений, в которых он раскаялся или которые не мог вспомнить во время исповеди, и душа усопшего уходит в загробную жизнь примиренной с Богом и со своими родными и близкими.

Похороны и поминание усопших в храме

Во время каждой Божественной Литургии Церковь совершает молитву за усопших. Особенную важность представляют молитвы в первые сорок дней после смерти усопшего. При этом молитва должна быть не просто обрядом или внешним действием или долгом, а выражением нашей жертвенной любви и заботы об усопшем. К сожалению, очень часто молитва произносится формально, в храме, бывает, не молятся, а просто присутствуют и не пытаются даже прислушаться к словам молитвы и пения. Поэтому следует не просто заказать записки об упокоении в храме или монастыре, но постараться сделать нечто большее. По учению Церкви состояние души умершего христианина способно изменяться благодаря молитве, милостыне и добрым делам в память о нем.

Церковь - это богочеловеческий организм и каждый в нем имеет значение и представляет большую ценность, при этом все члены церкви находятся друг с другом в тесном союзе и единении, а так же с главой Церкви – самим Христом Спасителем.

Помочь умершим мы можем так же очищая свою собственную душу и исполняя заповеди Евангелия. Когда мы заботимся о своем духовном состоянии, то наша молитва становится более действенной. Таким образом, взяв на себя определенный духовный подвиг, через личную молитву, посильный пост, посещение богослужений, участие в церковных таинствах, прежде всего Покаяния и Причащения, очищая свою душу, мы помогаем своим усопшим родным и близким. Или иными словами: чем светлее будет наша душа – тем значительнее будет наша помощь умершим. Так мы сможем незримым таинственным образом вступать в общение с миром усопших. Усопшие ждут нашей молитвы о них. Господь слышит наши молитвы об умерших. Особенную силу имеет молитва, которая совершается во время Божественной Литургии. Это богослужение приносит большую пользу душам усопших, которые получают облегчение и становятся ближе к Богу. В истории Церкви были случаи, когда умершие являлись своим близким и просили помолиться или благодарили за это.

Траур

Об этом все реже и реже можно услышать в настоящее время. После смерти родных и близких людей мы больше начинаем задумываться о смысле жизни, о прожитых годах, а может быть и о своем отходе в мир иной, ведь это ждет каждого человека. В дни траура родственники умершего человека не принимают участия в праздниках, отказываются от посещения театров и различных увеселительных мест, может быть не принимают гостей. Траур – это выражение внешним и внутренним образом сокрушения об умершем.

Погребение в Минске на кладбище

Погребение усопших

Священное Писание свидетельствует о том, что все умершие считаются живыми для Господа: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых; потому что у Него все живы» (Евангелие от Луки: 20, 38), а так же говорит о том, что любовь христианская никогда не прекращается. Эти слова призывают христиан помнить об усопших, молиться о них, совершать милостыню и добрые дела в память о них.

По всем вопросам обращайтесь по телефону: +375(44)555-999-6