Православный центр в Шамбези

Митрополит Швейцарский Дамаскин (Папандеру)

Православный Центр Вселенской Патриархии в Шамбези-Женева является, может быть, самой характерной из инициатив Вселенского Престола, направленной на более эффективную координацию свидетельства Православной Церкви в соответствии с нуждами и потребностями современности. Общее желание прийти к церковному единству раздробленного и полного проблем христианского мира, выраженное с ясностью в начале нашего века в известных Посланиях Вселенской Патриархии (1902, 1904, 1920 гг.), стало реальностью в послевоенный период: в конкретных межцерковных Организациях, как, например, Всемирный Совет Церквей и в развитии двусторонних богословских диалогов Православия почти со всем христианским миром.

Само собой разумеется, что Вселенская Патриархия, полностью сознавая свою историческую миссию, взяла на себя инициативу координации и подготовки Православой Церкви в новых перспективах межцерковных отношений. Всеправославные Совещания '60-х гг. и решение о подготовке созыва Святого и Великого Собора Православной Церкви с помощью Межправославных Подготовительных Комиссий и Предсоборных Всеправославных Совещаний определили основные предпосылки и направления современного свидетельства Православия. Однако, возникла необходимость создания более стабильных рамок для результативного осуществления миссии Вселенской Патриархии как в области межправославных отношений, так и на более широком уровне межцерковных связей.

Создание Православного Центра. Развитие и цели

Создание Православного Центра в Шамбези-Женева в 1966 г. было направлено на удовлетворение именно вышеупомянутых нужд. Православный Центр был создан решением блаженной памяти Вселенского Патриарха Афинагора Первого и Святого и Священного Синода Вселенской Патриархии, а его цели были определены Учредительным Томосом, изданным в июне 1966 г.

В покупке участка и старого особняка, который был первым ядром Центра, решительно помог покойный судовладелец Георгиос Лэмос вместе с Омиросом Пизанисом и Теодоросом Лагоникосом. Георгиос Лэмос, по просьбе своей жены, покойной Катиго Лэму, из семьи Диа-манти-Патера, пожертвовал в 450 ООО дол.; потом он, а затем его наследники помогли значительными суммами воздвигнуть храм, посвященный Апостолу Языков Павлу.

В реализации планов построения современных зданий для Центра помогли выдающиеся представители других христианских Церквей. В начальной стадии большую помощь оказал Епископ Herman Kunst, тогда представитель Немецкой Евангелической Церкви Германии, и Др. Adolf Wischmann, председатель департамента внешних сношений Германской Евангелической Церкви, а также Архиепископ Кельна Римо-католической Церкви Кардинал Joseph Hoffner, которые провозглашены Вселенским Патриархом Большими Благодетелями Центра. Мне бы хотелось вспомнить с благодарностью Римо-католическую Ассамблею Епископов Германии и Швейцарии.

Было бы большим упущением не упомянуть большого благодетеля из Тартуса (Сирия), Господаря Референта Вселенской Патриархии Atef Danial. Мне бы хотелось также подчеркнуть, что без финансовой поддержки многих других известных и анонимных дарителей реализация такого большого плана было бы трудной и еще труднее было бы развитие многосторонней деятельности Православного Центра.

Женева — этот международный центр мирных контактов и открытого диалога, оказалась идеальным местом для осуществления целей Православного Центра

Цели Православного Центра Вселенской Патриархии, как они описываются в его Учредительном Синодальном Томосе, неразрывно связаны с желанием Вселенской Патриархии сделать как можно ответственнее, организованнее и подлиннее участие Православия в современном диалоге с другими Церквами и Конфессиями христианского мира. Особое внимание было уделено:

  • информации западного Христианского мира, и особенно западно-европейского относительного православного богослужения, православного учения, предания богословия;
  • изучению богословия и духовной жизни других христианских Церквей и Конфессий;
  • служению контактам поместных Православных Церквей, и развитию, таким образом, православного единства.
  • развитию вселенского духа, ищем развития отношений Православия с остальными христианскими Церквами и Конфессиями с целью приблизить в буду щем межхристианское единство.

Краткое описание основных целей Православного Центра охватывает широкое поле его особой очередной или внеочередной деятельности в течение почти двадцати лет (1966-1985гг.), особенно после завершения строительства нового здания и прекрасного храма Апостола Языков Павла (18-19 октября 1975 г.).

Православный Центр в своем завершенном виде был провозглашен Патриаршим Ставропигиальным Вселенского Престола с Патриаршим и Синодальным Томосом в котором подчеркивается, что миссия Православного Центра, находящегося всегда в прямом подчинении Вселеленской Патриархии, заключается в служении всей Святой Соборной Апостольской Церкви, а также в подготовке на последипломном уровне кадров из всех поместных Святейших Православных Церквей, так необходимых не только для удовлетворения их нужд, но также и для ведения межправославных и межхристианских диалогов между христианским восточным и западным богословием ради построения тела Христова в единстве общей веры и исповедания.

В этих установочных рамках Православный Центр Вселенской Патриархии является не только простым окном Православного Востока на Запад или, наоборот, окном на Западе, открытым в сторону Православного Востока, но и мостом беспрерывного и продолжительного двустороннего движения и общения между Православием и остальным миром. Патриарх Антиохийский Игнатий, оценивая работу Православного Центра подчеркнул, что он находится в основе всех официальных отношений Православных Церквей и является стимулом для всех Церквей.

Патриарх Румынии Иустин, отмечая всеправославный вклад Центра, заметил: "Мы здесь находимся в своем доме, в полном общении…" Эти короткие отрывки из множества отзывов по поводу выполняемой Православным Центром Вселенской Патриархии работы в межправославных отношениях прямо связаны с лаконичностью описания и полнотой толкования его миссии в рамках Православной Церкви.

Аналогичным было и другое признание на межхристианском уровне работ Православного Центра. Папа Иоанн Павел II во время своего официального визита в Центр (12 июня 1984 г.) отмелил, что "Центр Вселенской Патриархии своей разносторонней деятельностью гарантирует братскую диаконию всем Православным Церквам и способствует лучшему знакомству между Востоком и Западом. Это взаимное знакомство еще нуждается в углублении и очищении от любых предрассудков или необоснованной критики для того, чтобы правда смогла нас освободить.

В этой связи очень часто в Центре организуются симпозиумы для того, чтобы подготовить новое поколение, которое будет развиваться в диалоге и диалогом. Подобные замечания, касающиеся межхристианской работы, выполняемой Православным Центром, были сделаны и другими выдающимися представителями различных Церквей и Конфессий. Их упоминание могло бы исказить характер этого текста, поэтому достаточно только сказать, что был проявлен большой интерес к беспрерывной работе Центра.

Тем не менее, было бы правильным завершить эту часть словами Академика и бывшего Президента Греческой Республики Константина Тсатсоса, который в своем выступлении во время посещения Центра отметит следующее: «я считаю, что этот Центр, каким он стал и каков он есть, своим присутствием является большим свидетельством Православия, большой силой, которую в Греции, может быть не осознали полностью. Я ее понимаю и, пока есть силы, постараюсь, чтобы и другие поняли. Потому что работа, которую вы выполняете не только соответствует высоким принципам Православия, но и дает достойный ответ призыву времени.

К различным аспектам деятельности Православного Центра, относятся следующие:

организация межконфессиональных симпозиумов на академическом уровне для более глубокого и всестороннего изучения какой-нибудь конкретной проблемы отношений христианских Церквей и Конфессий, посещения известных представителей почти всех христианских Церквей и Конфессий, по приглашению церковных или академических институтов предстоятель и сотрудники Центра представляют православные тезисы по различным вопросам, занимающим христианский мир Западной Европы, по просьбе многих церковных и богословских журналов или периодических изданий предстоятель и сотрудники Православного Центра отправляют им статьи, научные исследования относительно православного предания, постоянные личные контакты руководителей Православного Центра с церковными деятелями или богословами христианского мира Западной Европы, организация богатой библиотеки Центра, где собирается не только специфическая богословская литература всех христианских Церквей и Конфессий, нужная для деятельности Центра, но и значительные работы о классической греческой древности, средних веках и современной греческой литературе.

Ежегодная организация Богословских Семинаров последипломного уровня, в которых принимают участие богословы, священнослужители или миряне не только от практически всех Православных Церквей, но и от других христианских Церквей и Конфессий. Продолжительность Семинаров колеблется от 4 до 5 недель, они, обычно, проводятся в конце апреля или середине июня. В качестве темы Семинара выбирается один из современных богословских вопросов, который делится на подвопросы и, таким образом, составляется программа работы Семинара. По каждому подвопросу готовится один или больше докладов известными представителями Богословских Институтов как Православных Церквей, так и других Церквей и Конфессий. Эти доклады составляют основу для проведения богословских дискуссий между докладчиками-профессорами и аспирантами. Доклады читаются на одном из официальных для Богословских Семинаров языков (английский, французский, немецкий и греческий). Аспиранты следят за дискуссиями с помощью синхронного перевода и размноженным копиям докладов. На Богословских Семинарах обсуждались следующие вопросы:

  • Поместная Церковь во вселенской Церкви, 1980 г.
  • Значение и актуальность Второго Вселенского Собора для современного христианского мира, 1981 г.
  • Лютер и германская Реформация в экуменической перспективе, 1982 г.
  • Богословие в Церкви и в мире, 1983 г.
  • Диалоги — вчера и сегодня, 1984 г.
  • Православие и экуменическое; Вклад Православных Церквей в утверждение христианского идеала мира, 1985 г.
  • Ветхий Завет в Церкви, 1986 г.

Все научные доклады Семинара публикуются в специальной серии изданий Православного Центра под названием Богословские Исследования. Издан уже седьмой том серии, получивший восторженные отзывы и критику почти от всех западно-европейских научных журналов; он считается важным событием в современной богословской литературе и уникальной возможностью для более полного понимания православного подхода к конкретным проблемам. Серия Богословские Исследования неразрывно связана с работой Богословского Семинара, на котором готовятся будущие кадры поместных Православных Церквей, способствующие более результативному православному присутствию как в двусторонних богословских Диалогах, как и в более широких рамках современного Экуменического Движения.

В этом смысле серия Богословские Исследования являются самым подлинным богословским свидетельством той ответственности, с которой осуществляется важный церковный труд подготовки кадров Поместных Православных Церквей для участия в современном экуменическом диалоге по восстановлению единства христианского мира.

Ежегодные Богословские Семинары и серия Богословские Исследования, несмотря на огромные финансовые затраты, а также на организационные и другие трудности, с которыми приходится бороться сотрудникам Центра, охватывают большую область деятельности Православного Центра Вселенской Патриархии, так как они органически связаны с миссией Православного Центра и создают положительные предпосылки для постоянных контактов известных богословов разных христианских Церквей и Конфессий, которые не ограничиваются простым чтением докладов, но принимают активное участие в богословских дискуссиях со своими коллегами и аспирантами, на основе современного богословского диалога Семинары знакомят молодых богословов с методикой богословских дискуссий они способствуют знакомству и общению будущих кадров поместны Православных Церквей не только между, собой, но и с другими представителями других христианских Церквей и Конфессий, расширяя, таким образом, рамки местных пастырских и богословских поисков, устанавливают отношения новых сотрудников поместных Православных Церквей с Православным Центром Вселенской Патриархии и с его миссей в межправославной и межцерковной областях.

Издательская деятельность Православного Центра является, можно сказать, более систематическим проявлением его присутствия и общения как на межправославной, так и на межцерковной основе, Издания Центра собирают его разные виды деятельности в одно организационное целое, потому что подготавливают и распространяют плоды этой деятельности, подчеркивая глубокие отношение каждой инициативы и каждого мероприятия — церковного или богословского характера — с основной миссией Православного Центра.

Послесловие по случаю двадцатилетнего юбилея

Православному Центру Вселенской Патриархии в Шамбези-Женева уже исполнилось двадцать лет беспрерывного и последовательного служения единству не только Православия, но и вообще Христианского мира. Для любого церковного института двадцать лет беспрерывного присутствия не уникальное явление. Тем не менее, двадцать лет последовательного и многостороннего свидетельства в чувствительной среде Западной Европы делают его присутствие особенным. Православный Центр — это институт Вселенской Патриархии "на передовой линии", который своей многосторонней ощутимой деятельностью совершает вселенскую миссию Матери-Церкви и Православия в Западной Европе.

Может быть, его сила и авторитет и вытекают из всеправославного авторитета Вселенского Престола, однако он обращен ко всему Православию и, следовательно, ко всему христианскому миру. Выполняя свою миссию, Вселенский Престол становится похожим на вековое плодородное дерево, потому что как и дерево, так и он не питается своими плодами. Его институты, совершая это духовное священнодействие, показывают образец, поэтому и они не питаются своими плодами. Православный Центр своей многосторонней деятельностью в православной и межцерковной среде действует как одна из "струн" вселенской миссии Матери-Церкви и прикреплен к Вселенскому Престолу подобно струнам гитары, если вспомнить образное выражение Игнатия Богоносца.

Потому что как настроенная струна издает гармоничный звук, так и Православный Центр настроился на вселенскую миссию Матери-Церкви и своей разнообразной духовной деятельностью как бы гармонично вносит свой вклад в дело единства и осуществления вселенской миссии Православия в расколотом современном христианском мире.