Институт в Шамбези

Священник Александр Пальчевский
Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске

Институт в Швейцарии

После долгих дискуссий были определены конкретные рамки принципов для официального юридического признания и институционной формы сотрудничества в работе Последипломного Института. Эти предварительные принципы некоего официального Соглашения были представлены Матери-Церкви, а Святой и Священный Синод принял решение о создании данного Института. Таким образом, богословские факультеты Фрибурга и Женевы признали официально академическую и юридическую основу Института Православного Богословия и утвердили принципы академического сотрудничества в форме официальных Соглашений, в которых описываются принятые всеми сторонами обязательства, без существенного изменения принципов предварительных соглашений.

На основе вышесказанного окончательное утверждение Соглашения произошло на встрече 12 июня с г. с ректорами богословских факультетов Женевского и Фрибуржского университетов, в которой принимал участие Высок Митрополит Илиупольский и Фирский Афанасий, представляющий по указанию Матери-Церкви богословскую школу острова Халки Экономическая сторона деятельности Института была решена, во-первых, на основе указания ст. 73 закона 2413/1996 О Греческом Образовании за рубежом и межкультурном образовании, в котором указано, что Институт Православного Богословия, работающий в Православном Центре Вселенской Патриархии в Шамбези, финансируется из постоянного бюджета Министерства Национального Образования и Религий с целью создать цикл учебы последипломного уровня по вопросам православного предания и богословия и развития межхристианского и межрелигиозного диалога.

Таким образом, все понимают, что первый кредит за работу Института был занесен в бюджет Министерства Образования за 1997 г. Принцип организации последипломной учебы в Институте Православного Богословия основывается на его официальном сотрудничестве с римско-католическим факультетом университета г. Фрибурга и протестантским богословским факультетом г. Женевы. Это сотрудничество, одобрено Матерью-Церковью, оно было необходимым не только для формального академиического признания уровня последипломного образования, но также и для экуменических контактов.

Перспективы последипломной учебы определяются, конечно, не только официальным сотрудничеством с вышеназванными богословскими факультетами, но также и трудностями, существующими в отношениях Православной Церкви с остальным христианским миром Запада. Всем известны мотивы современных вызовов западной цивилизации, обращенных в основном против Православной Церкви. В самом деле, после освобождения православных народов Восточной Европы от деспотической тирании тоталитарных режимов реального социализма, возродились, в ущерб православным народам, болезненные явления римско-католической унии и протестантского миссионерства, которые не только вызывали и продолжают вызывать острейшие конфессиональные противостояния в Европе, но одновременно влекут за собой в сторону опаснейшего смятения духовное и политическое руководство западного христианского мира, выражающегося непонятной и явно умышленной враждебностью против Православия.

Руководители христианских Церквей и Конфессий Запада терпят (отчасти притворно), если не поддерживают официально, обе формы вызовов в ущерб Православию, которые постоянно используются в порочном круге пропаганды СМИ западного мира. Известные заявления журналистов крупных западных газет о том, что Ислам находится ближе к христианскому миру Запада, чем Православие или о том, что культура православных народов чужда культуре западного христианского мира и находится ближе к мусульманской культуре, выражают болезненные и противоречивые суеверия из исторического прошлого, направленные против Православия.

Эти суеверия имеют свои корни в старых конфронтациях конфессионального противостояния и выдвигаются сегодня на авансцену с целью послужить незаконным политическим, экономическим, социальным и другим целям западного мира в православных странах. Христианин на западе стоит незащищенным перед злостной пропагандой, принимающей характер эпидемии и направленной против Православия и православных народов, которые также остаются незащищенными перед различными проявлениями этой западной враждебности. Таким образом, можно сказать, что в общественном мнении Запада существует серьезная проблема по отношению к Православию и православным народам, которая становится одновременно и опасной из-за нарушения баланса при "новом порядке" вещей. Тот факт, что западный христианский мир терпит или отчасти замешан в сохранении этих болезненных явлений незаконной пропаганды, делает более настоятельным долг Матери-Церкви и всех Поместных Православных Церквей дать отпор агрессивности западного мира. Это уже осознали все православные народы, однако остается нерешенным вопрос о том, как можно результативно реагировать на всякие умышленные вызовы.

Единственным проверенным и рентабельным путем в современных условиях является не только стремление, но и шантаж — если позволите мне использовать это слово — к открытому диалогу с западным христианским миром по всем вопросам и на всех уровнях, чтобы нейтрализовать или хотя бы расслабить патогенезные и патогенные суеверия исторического прошлого. Митрополии Вселенской Патриархии и православной диаспоры на Западе имеют веские причины взять на себя необходимые инициативы в этом направлении открытого диалога с остальными христианскими Церквами и с представителями духовного руководства на своей территории, используя любые средства, особенно же через подходящее использование электронных и печатных средств массовой информации. Только таким путем можно будет выявить истинное свидетельство Православия и нейтрализовать наивную или злоумышленную пропаганду, направленную против него. Однако, опыт православной диаспоры до настоящего момента потверждает то утверждение, что правильное развитие институционных выражений Православия в образовании и в обществе стран проживания православной диаспоры во многом облегчает выдвижение идеи открытого диалога с соответствующими духовными и общественным институтами этих стран. Существующие примеры известны (Богословские институты Честнаго Креста в Бостоне, Св. Владимира в Нью-Йорке, Св. Сергия в Париже и др.) и здесь нет необходимости давать особую оценку в самом деле удивительного авторитета, которым пользуются эти богословские институты диаспоры на Западе, особенно когда они представляют православное предание и духовность с помощью своих преподавателей и их писательской деятельности.

Становится очевидным, что в свете всего этого были определены Патриаршим Сингилием академическая деятельность Православного Центра, направленная на то, чтобы подходящим образом подготовить богословов для "проведения межправославных и межхристианских диалогов, пользуясь как восточным, так и западным богословием. Созданием в Православном Центре последипломого Института Православного Богословия осуществляется на институционной основе, с одной стороны, план Матери-Церкви, а, с другой стороны, продвигается также на институционной основе, открытый и конструктивный диалог с римско-католическим и протестантским богословиями. Конечно, всем известно, что институты оцениваются на основе своей проделанной работы, а не на основе теоретических заявлений при их создании, которые во многих случаях остаются мертвой буквой. Тем не менее, было доказано, что институционные предпосылки остаются необходимыми как для достоверного продвижения духа диалога так и для широты резонанса этого диалога в западном обществе.

Следовательно, последипломный Институт Православного Богословия в рамках Православного Центра, во-первых подытоживает в новой перспективе ежегодные последипломные богословксие семинары, которые действовали как открытая и международно признанная трибуна межхристианского диалога по современным проблемам Церкви и мира а, во-вторых, закладывает фундамент новых перспектив институционного функционирования и постоянного православного свидетельства как в межправославной, так и межхристианской среде. В самом деле, если скоординировать подобающим образом учебную работу с широкой духовной миссией Института и если будут использованы все старые и новые предпосылки организованной издательской деятельности, тогда нет сомнений в том, что Институт Православного Богословия сможет внести свой положительный вклад в расширение перспектив честного и конструктивного диалога Православия с культурой западного христианскою мира. То, что требуется теперь — это правильная оценка всех перспектив активизации этого важного выражения в чувствительных районах современной духовной жизни Запада, чтобы таким образом и вызовы западной культуры не остались бесконтрольными и слово Православия не осталось инертным перед духовными ниями нашей эпохи.

Митрополит Швейцарский Дамаскин Папандреу / Выступление на Собрании Епископата Вселенского Престола, которое состоялось в Константинополе 03.09-1996.