Священник Александр Пальчевский
Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске
Значительные изменения церковно-государственных отношений в военные годы произошли после встречи Митрополитов Московского и Коломенского Сергия (Страгородского), Ленинградского Алексия (Симанского), Киевского и Галицкого Николая (Ярушевича) с председателем Совета народных комиссаров СССР Иосифом Сталиным 4 сентября 1943 г. Советское правительство разрешило в некоторых епархиях открыть Духовные Семинарии.
Первый набор состоял из двенадцати человек пожилого возраста. Все они были зачислены после беседы с архиереем без экзаменов. Преподавательская корпорация состояла из трех человек: Ректора архимандрита Митрофана (Гутовского), инспектора священника Виталия Борового и преподавателя пения и регента хора П. Нэньчука. Позднее, в 1946 году, в педагогический коллектив вошли игумен Леонтий (Бондарь), А. Яблонский и Д. Огицкий. Условия жизни студентов и преподавателей курсов были весьма тяжелыми. Будучи крайне стесненными в жилищных условиях, они испытывали затруднения и в продовольственом обеспечении. Тогда архиепископ Василий добился у властей выдачи продовольственных карточек. Семинаристы пешком ходили в г. Слоним за хлебом и затем отдавали его в общую трапезную.
С течением времени стало очевидным, что Богословский институт в Москве и пастырские курсы в епархиях не могут подготовить достаточное число священнослужителей для нескольких тысяч приходов. Поэтому Святейший Патриарх Алексий I обратился в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР с ходатайством о преобразовании Богословского института в Духовную Академию, а богословско-пастырские курсы в Саратове, Ленинграде, Киеве, Львове, Одессе, Минске, Луцке и Ставрополе в Духовные Семинарии с четырехгодичным сроком обучения. На это ходатайство 15 июля 1946 г. последовал положительный ответ председателя Совета Г. Г. Карпова.
Согласно существовавшему тогда «Положению о Православных Духовных Семинариях», в первых двух классах изучались Священная история Ветхого и Нового Заветов, катихизис, церковный устав, краткая история Христианской Церкви, краткая история Русской Церкви, церковно-славянский язык, Конституция СССР и церковное пение. В старших классах изучали более углубленно Ветхий и Новый Завет, догматическое богословие, нравственное богословие, историю Древней христианской Церкви, историю и обличение раскола и сектантства, литургику, гомилетику, практическое руководство для пастырей, историю Русской Церкви, греческий язык, латинский язык, современные языки. В 1947 году по настоянию архиепископа Питирима было набрано 67 человек, из которых до выпуска дошло только 25. Архиепископ сам присутствовал на экзаменах. Многие абитуриенты были зачислены по его личному выбору. В последующие годы наборы состояли в среднем из 40 человек, из которых до выпуска доходили около 25.
Наибольшую трудность представляла почти полная богословская неподготовленность тех, кто стремился поступить в Семинарию. Кроме общего образования, данного в советской школе, совершенно чуждого религиозности, поступающие не имели ничего, кроме желания служить Богу в священном сане. После преобразования богословско-пастырских курсов в Минскую Духовную Семинарию ее первым Ректором был назначен архимандрит Митрофан (Гутовский), преподававший Священное Писание Нового Завета.
Инспектором стал священник Иоанн Рей, преподаватель немецкого языка, а секретарем правления — священник Виталий Боровой, преподаватель общей церковной истории и латинского языка. В 1947 году в Семинарию прибыли новые преподаватели: священник Лавр Кляевский (преподавал гомилетику и практическое руководство для пастырей), А. П. Надеждин (катихизис, догматическое и нравственное богословие), В. Ф. Савинич (пение). В то же время в Семинарии продолжали трудиться и преподаватели, зарекомендовавшие себя на богословско-пастырских курсах: Д. П. Огицкий (литургика, сравнительное богословие, греческий язык), П. А. Нэньчук (церковное пение и церковно-славянский язык).
В то время особенно важно было найти оптимальную форму для системы богословского образования, которая, с одной стороны, отвечала бы потребностям Церкви в значительном числе подготовленных пастырей, а с другой — учитывала бы особенности воспитания и образования кандидатов в священство в атеистическом государстве
Следует отметить, что в довоенное время, в течение без малого тридцати лет, в Советском Союзе вообще не было духовных учебных заведений, не было богословской науки, не выходили книги и периодические издания ни богословской, ни церковной тематики. В новооткрытой Семинарии отсутствовали современные учебные пособия, приходилось пользоваться сохранившимися дореволюционными изданиями.
Стараниями протоиерея Виталия Борового они были приобретены в достаточном количестве. Для закупки нужных Семинарии книг каждое лето отец Виталий ездил в Москву, Ленинград, Вильнюс, Ригу и скупал на рынках целые частные библиотеки. В соответствии с Уставом Православных Духовных Семинарий воспитанники всех классов писали сочинения по всем предметам семинарского курса, кроме пения и языков. В конце каждого учебного года семинаристы сдавали экзамены. В 1-3 классах их было по 2-3, в четвертом—6. Причем четвертый класс, как выпускной, сдавал программу всей Семинарии.
Иерей Александр Пальчевский