Минская Семинария

Священник Александр Пальчевский
Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске

семинария в Минске

Открытие Минской Духовной Семинарии

Значительные изменения церковно-государственных отношений в военные годы произошли после встречи Митрополитов Московского и Коломенского Сергия (Страгородского), Ленинградского Алексия (Симанского), Киевского и Галицкого Николая (Ярушевича) с председателем Совета народных комиссаров СССР Иосифом Сталиным 4 сентября 1943 г. Советское правительство разрешило в некоторых епархиях открыть Духовные Семинарии.

Первый набор состоял из двенадцати человек пожилого возраста. Все они были зачислены после беседы с архиереем без экзаменов. Преподавательская корпорация состояла из трех человек: Ректора архимандрита Митрофана (Гутовского), инспектора священника Виталия Борового и преподавателя пения и регента хора П. Нэньчука. Позднее, в 1946 году, в педагогический коллектив вошли игумен Леонтий (Бондарь), А. Яблонский и Д. Огицкий. Условия жизни студентов и преподавателей курсов были весьма тяжелыми. Будучи крайне стесненными в жилищных условиях, они испытывали затруднения и в продовольственом обеспечении. Тогда архиепископ Василий добился у властей выдачи продовольственных карточек. Семинаристы пешком ходили в г. Слоним за хлебом и затем отдавали его в общую трапезную.

С течением времени стало очевидным, что Богословский институт в Москве и пастырские курсы в епархиях не могут подготовить достаточное число священнослужителей для нескольких тысяч приходов. Поэтому Святейший Патриарх Алексий I обратился в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР с ходатайством о преобразовании Богословского института в Духовную Академию, а богословско-пастырские курсы в Саратове, Ленинграде, Киеве, Львове, Одессе, Минске, Луцке и Ставрополе в Духовные Семинарии с четырехгодичным сроком обучения. На это ходатайство 15 июля 1946 г. последовал положительный ответ председателя Совета Г. Г. Карпова.

Организация учебного процесса в Семинарии

Согласно существовавшему тогда «Положению о Православных Духовных Семинариях», в первых двух классах изучались Священная история Ветхого и Нового Заветов, катихизис, церковный устав, краткая история Христианской Церкви, краткая история Русской Церкви, церковно-славянский язык, Конституция СССР и церковное пение. В старших классах изучали более углубленно Ветхий и Новый Завет, догматическое богословие, нравственное богословие, историю Древней христианской Церкви, историю и обличение раскола и сектантства, литургику, гомилетику, практическое руководство для пастырей, историю Русской Церкви, греческий язык, латинский язык, современные языки. В 1947 году по настоянию архиепископа Питирима было набрано 67 человек, из которых до выпуска дошло только 25. Архиепископ сам присутствовал на экзаменах. Многие абитуриенты были зачислены по его личному выбору. В последующие годы наборы состояли в среднем из 40 человек, из которых до выпуска доходили около 25.

Наибольшую трудность представляла почти полная богословская неподготовленность тех, кто стремился поступить в Семинарию. Кроме общего образования, данного в советской школе, совершенно чуждого религиозности, поступающие не имели ничего, кроме желания служить Богу в священном сане. После преобразования богословско-пастырских курсов в Минскую Духовную Семинарию ее первым Ректором был назначен архимандрит Митрофан (Гутовский), преподававший Священное Писание Нового Завета.

Инспектором стал священник Иоанн Рей, преподаватель немецкого языка, а секретарем правления — священник Виталий Боровой, преподаватель общей церковной истории и латинского языка. В 1947 году в Семинарию прибыли новые преподаватели: священник Лавр Кляевский (преподавал гомилетику и практическое руководство для пастырей), А. П. Надеждин (катихизис, догматическое и нравственное богословие), В. Ф. Савинич (пение). В то же время в Семинарии продолжали трудиться и преподаватели, зарекомендовавшие себя на богословско-пастырских курсах: Д. П. Огицкий (литургика, сравнительное богословие, греческий язык), П. А. Нэньчук (церковное пение и церковно-славянский язык).

В то время особенно важно было найти оптимальную форму для системы богословского образования, которая, с одной стороны, отвечала бы потребностям Церкви в значительном числе подготовленных пастырей, а с другой — учитывала бы особенности воспитания и образования кандидатов в священство в атеистическом государстве

Следует отметить, что в довоенное время, в течение без малого тридцати лет, в Советском Союзе вообще не было духовных учебных заведений, не было богословской науки, не выходили книги и периодические издания ни богословской, ни церковной тематики. В новооткрытой Семинарии отсутствовали современные учебные пособия, приходилось пользоваться сохранившимися дореволюционными изданиями.

Стараниями протоиерея Виталия Борового они были приобретены в достаточном количестве. Для закупки нужных Семинарии книг каждое лето отец Виталий ездил в Москву, Ленинград, Вильнюс, Ригу и скупал на рынках целые частные библиотеки. В соответствии с Уставом Православных Духовных Семинарий воспитанники всех классов писали сочинения по всем предметам семинарского курса, кроме пения и языков. В конце каждого учебного года семинаристы сдавали экзамены. В 1-3 классах их было по 2-3, в четвертом—6. Причем четвертый класс, как выпускной, сдавал программу всей Семинарии.

Иерей Александр Пальчевский


миссия богословия

Миссия богословия

Православное богословие переживает через свой традиционный опыт (эмпирию) весь процесс плодотворного исторического принятия всего классического греческого наследия и в состоянии предложить необходимые критерии для активизации процесса конструктивной ассимиляции и функционального утверждения современной цивилизации в теле Церкви

семинария в Нью-Йорке

Владимирская семинария в Нью-Йорке

Революция 1917 г. стала причиной кризиса церковной жизни в православной Америке. Прекращение материальной поддержки и изоляция от Матери Церкви, а также внутренние разделения привело к тому, что Американская епархия более не могла содержать семинарию, которая была вынужденно закрыта в 1923 г.

семинария в Джорданвилле

Свято-Троицкая семинария в Джорданвилле

C 1954 г. по инициативе первого ректора архиепископа Виталия (Максименко) особое значение для жизни семинарии приобретает день памяти трех вселенских великих учителей и святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, которые считаются небесными покровителями семинарии