Высший православный богословский институт в Шамбези

Митрополит Швейцарский Дамаскин (Папандеру)

Я благодарю Вас, Всесвятейшество Владыко, от всего сердца за почетное приглашение представить перед этим Священным Собранием Епископата Вселенского Престола этот важный вопрос.

Современная миссия православного богословия определяется, как известно, новейшими перспективами, которые определились в новое время в рамках как межправославных, так и межцерковных отношений. Эти новые перспективы уже являются постоянным вызовом и призывом к переопределению проблематики и критериев православного богословия.

Так или иначе, переопределение богословской проблематики в свете новых требований нашего времени влечет за собой обновление всей методологии православного богословия в современном диалоге с остальным христианским миром. Тем не менее, такое обновление богословского слова предполагает установление стабильных богословских критериев с помощью которых станет возможным сохранение необходимого продолжения между традицией и обновлением.

Общепризнанным является тот факт, что необходимое с пастырской точки зрения приспособление православного богословия к требованиям нашего времени обычно рассматривается с повышенной чуткостью, а очень часто с излишной осторожностью. Тем не менее, ответственный отзыв на современные духовные брожения является неизменным обязательством для более достоверного свидетельства Православия в современном мире.

Постоянное расширение православной диаспоры, богословский диалог Православия с остальным христианским миром, а также потрясающие политические, социальные и духовные изменения, происходящие среди православных народов Восточной Европы переопределяют не только мировую духовную карту, но и новые перспективы вселенской миссии Православия. На эти перспективы как можно быстрее должно настроиться православное богословие, которое уже освободилось от раболепной верности прошлого консервативной формальности и постоянно обновляется через животворное дуновение межвременного духа Святоотеческого предания.

Святоотеческое предание, как истинное проявление исторической жизни Церкви на месте и во времени, есть и остается главной обновляющей силой в непрерывном продолжении исторического воплощения Церкви. Однако, непрерывное функционирование Святоотеческого предания в выполнении исторической миссии Церкви приводит в действие неиссякаемый социальный динамизм всего церковного тела в процессе принятия мира и его окончательного обращения к Творцу. Эта способность святоотеческого предания принимать, когда оно освобождается от мертвых традиционалистских форм или временных суеверий, определяет также и стабильные критерии для обновления Православия посредством преодоления полемических или негативных схем исторического прошлого.

В этом духе функционировало предание Церкви во время многовекового процесса принятия в Христианство древнего мира для того, чтобы перевоплотить его в новую реальность во Христе. В самом деле, отборное принятие как греческой философии, так и римского права является, в конечном счете, процессом принятия самой важной в эпоху Отцов цивилизации — греко-римской.

В этом смысле современная диалектика отношений Церкви с миром определяется в большой степени межвременным характером утвержденных критериев Святоотеческого предания, которое сохраняет во времени и истории неприкосновенным ядро своего функционального сопряжения с греческой философией и навсегда остается незыблемой гранью движения Церкви между преданием и обновлением христианского слова, обращенного к человеку и миру. Известный русский богослов о. Георгий Флоровский описал характерным образом определяющее значение гармоничного сопряжения Христианства с Эллинизмом в Свят отеческом предании первых веков и по черкнул его определяющее значение для принятия в обновляющую силу культуру нашей эпохи:

Главной миссией Православного Центра Вселенской Патриархии в Шам-бези является осуществление конкретных целей, которые были определены Патриаршим Томосом (7 июля 1966 г.) и Патриаршим Сингилием (1975 г.) и касаются, как всем известно, развития межправославной и межхристианской деятельности всегда под благословением Матери-Церкви и в рамках межправославного  и межхристианского служения Вселенского Престола.

Исполнилось уже 30 лет постоянного присутствия и свидетельства со дня открытия Православного Центра и можно сделать некий отчет и оценку его вклада в выполнение целей определенных Матерью-Церковью. В главные цели Православного Центра было включено и развитие важной научной деятельности, которая была детально представлена в Патриаршем Сингилие (1975 г.), изданном при открытии новых зданий.

В нем, в частности, говорится: "...особенно же следует заботиться о развитии в нем научного богословского питомника в экуменической перспективе, с целью обучать кадры от всех Святейших Поместных Православных Церквей, для удовлетворения их нужд, специализированные на проведении межправославных и межхристианских диалогов, пользуясь как восточным, так и западным богословием»". Однако, осуществление этой цели предполагало, конечно, предварительное решение всех разнообразных юридических и других проблем — чтобы таким образом гарантировать высокий богословский уровень и необходимое продолжение последипломной учебы, так как только таким образом можно было бы достичь необходимого академического признания. В этом смысле были предприняты все меры для юридического признания института в Швейцарии и институционной поддержки этой академической перспективы со стороны Министерства Образования Греции.

В самом деле, на основе закона 476/1976 (ст. 4, пар. 4), несмотря на понятные юридические сомнения, была поддержана идея "факультета последипломного образования". При Православном Центре и были сформулированы обязательства для поддержания его работы. Эти предпосылки помогли развитию, под благословением Матери-Церкви, международных ежегодных Последипломных Богословских Семинаров, которые, как известно, проводились непрерывно последние 15 лет (1981-1996 гг.).

Выбор темы каждого Семинара основывался — прямо или косвенно — на конкретных целях Православного Центра и одобрялся на Святом и Священном Синоде Матери-Церкви, доклады по различным аспектам читали видные представители Церкви и науки и затем опубликовывались в специальной серии изданий Православного Центра под названием "Богословские Исследования Шамбези".

Широкий отклик и международное признание высокого уровня работ Последипломных Богословских Семинаров облегчили выдвижение идеи создания официально признанного швейцарским государством и швейцарскими университетами "Инситута Православного Богословия". В самом деле, академические круги Швейцарии, следящие внимательно за работой богословских семинаров, поддержали с энтузиазмом идею и особенно профессора протестантского богослов¬ского факультета Женевского университета и римско-католического богословского факультета Фрибуржского университета.